Зачем нужен знак «ЭКО»

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЗНАК «ЭКО»?

 Для участника «Индустрии экологически чистых производителей Казахстана»

Предпосылки:

1.Цивилизованная защита отечественного производителя от зарубежного нашествия товаров.

2.Повышения конкурентоспособности и успешный маркетинг.

3.Больше доверия покупателей к качеству продукции.

4.Идеальное «секретное оружие» для получения прибыли.

5.Обеспечение национальной  безопасности.

6.Реальный механизм для ускорения  процесса включения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных государств мира.

 

 

Законодательство:

  1. Экологический кодекс, статья №32 «Экологическая маркировка».
  2. СТ РК 1618-2007 «Экологически чистая продукция. Основные положения»
  3. СТ У 40331327-01-2007 «Экологическая маркировка. Знак соответствия экологически чистой продукции. Технические требования»;
  4. СТ У 40331327-02-2007 «Экологическая маркировка. Порядок маркирования знаком соответствия экологически чистой продукции»;
  5. СТ РК «Порядок подтверждения соответствия экологически чистой продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства»;
  6. СТ  РК «Общие требования к компетентности испытательных лабораторий в области экологически чистой продукции»
  7. Технически регламент «Требования к экологически чистой пищевой продукции»
  8. Положение    «По производству экологической чистой пищевой продукции».

 

Сильные стороны:

  1. Подтверждения соответствия на уровне мировых стандартов.
  2. Исключительна новая специфика подтверждения соответствия.
  3. Употребление в производстве экологически чистых продуктов и промышленных товаров «суперкачества».
  4. Использование экологической маркировки принятой в мировом сообществе.
  5. Включение в реестр – это участие в залоге здоровья, молодости и здорового поколения.

 

Слабые стороны:

  1. Возможное увеличение стоимости по сравнению с грязными товарами.
  2. Периодический контроль для подтверждения соответствия.
  3. Расходы на новую упаковку со знаком «ЭКО».
  4. Моральная тяжесть постоянно соответствовать высоким критериям.
  5. Участие в мероприятиях, акциях посвященных «Экологически чистой продукции»

Экологические знаки и заявления
(экологическая маркировка)

Эко-маркировка – комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге, входящий в состав их маркировки и/или сопроводительной документации.

Учитывая, что упаковка является неотъемлемой частью большинства современных товаров и носителем разнообразной информации о них, то большая часть эко-маркировки размещается именно на упаковке и зачастую касается упаковки же, принимая во внимание проблему бытовых отходов, особенно в городах.

Одно из часто встречающихся в составе эко-маркировки заявлений — «экологически чистый», которое может приводиться отдельно в текстовой форме или в комплексе с графическим изображениями.

Эти и другие встречающиеся в обращении виды подобной эко-маркировки в общей форме, на первый взгляд простые и всем понятные, на практике могут применяться предприятиями на основании различных критериев, да и пониматься потребителями по-разному, например, в зависимости от их образовательного уровня и представлений об экологичности. В результате возникает проблема обеспечения достоверности данных заявлений для предотвращения недобросовестной конкуренции, недопущения дезориентации потребителей и снижения эффективности применения эко-маркировки как таковой. Это уже осознали в большинстве развитых стран мира и там произошел или происходит переход от общих заявлений к конкретным, как правило, не допускающим различного толкования. Такой же путь предстоит и Казахстану, а чтобы помочь потребителям и производителям (продавцам) продукции лучше ориентироваться в вопросах применения эко-маркировки давайте рассмотрим основные подходы к ней.

Общие сведения об эко-маркировке

Следует начать с того, что существуют два основных понятия эко-маркировки: общее смысловое и маркетинговое.

Общее смысловое понятие включает в себя весь комплекс сведений, используемых в целях охраны окружающей среды.

Маркетинговое понятие включает в себя ту часть общего, которая используется для обеспечения потребителей (пользователей) и прочих заинтересованных сторон достоверной информацией об экологичности рассматриваемых объектов (процессах, их продукции и услугах) и применяется добровольно для формирования, на этой основе, устойчивого потребительского спроса на экологичные товары.

 

Появление и применение экомаркировки (экозаявлений) такого рода было обусловлено следующими основными факторами:

  • возросшей чувствительностью людей к проблемам сохранения среды обитания и готовностью по мере возможности лично содействовать этому процессу;
  • стремлением общества к созданию условий, способствующих разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла;
  • возможностью использования, в той или иной мере, экологических характеристик производственных процессов, продукции и услуг предпринимателями в качестве основного или дополнительного фактора конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг.

 

Международное сотрудничество в области применения эко-маркировки

Международное сотрудничество в этой области осуществляется в контакте с функционирующими в ней общепризнанными международными и национальными организациями, например, в рамках Подкомитета 3 «Экологическая маркировка» Технического Комитета 207 Международной организации по стандартизации, Глобальной сети в области экомаркировки и др.

 

Общие требования к изображению эко-маркировки

Говоря об общих требованиях к изображению информации в составе эко-маркировки, представляется важным, чтобы она:

• эффективно выделяла маркируемую продукцию из общего числа предметов, находящихся в обращении;

• обладала способностью в сжатой образной форме передавать установленную смысловую нагрузку, была легкоузнаваемой и запоминающейся;

• способствовала пробуждению чувства осознания важности природоохранной деятельности, отражала нравственное начало этой деятельности;

• была достаточно технологичной для обеспечения возможности ее промыш-ленного тиражирования без ущерба для качества изображения.

Основные виды эко-маркировки

Существующую на практике эко-маркировку товаров, в дополнение к общим классификационным признакам, применимым для маркировки в целом, можно условно разделить на следующие основные группы:

1) По характеру передаваемого сообщения (степени реализованности природоохранной функции):

  • условная, т.е. требующая выполнения каких-либо дополнительных условий для реализации своего природоохранного назначения;
  • безусловная, которой может считаться маркировка, сообщающая об уже сделанном вкладе в охрану окружающей среды.

2) По виду декларирования:

  • программы одобрения, проводимые третьей стороной (Тип 1 по международной классификации в стандартах ИСО 14000);
  • самодекларации информационного характера (Тип II по международной классификации в стандартах ИСО 14000);
  • количественная информация, характеризующая продукцию на стадиях ее жизненного цикла, предоставляемая поставщиком и основанная на подтверждении приводимых данных

Независимой стороной (Тип III по международной классификации в стандартах ИСО 14000).

Информация об экологичности сообщает о безвредности или пониженной вредности для окружающей среды (за счет отсутствия вредных веществ, применения природощадящих технологий, сниженного количества выбросов и прочего) предметов (товара, процесса или производственной системы) в целом или их отдельных свойств.

Среди других используемых критериев экологичности: компостируемость, способность к разложению в обычных природных условиях, пригодность конструкции к разборке для последующей переработки, увеличенный срок службы, возможность использования отходов для получения энергии, пригодность для вторичной или многократной переработки, использование вторичного сырья, сниженное потребление ресурсов (энергии, воды и других), возможность многократного использования, снижение количества отходов.

Примерами такой маркировки могут служить:

  • Эко-знак ЕС;
  • знаки «Голубой Ангел», ФРГ;
  • «Лебедь», Скандинавские страны;
  • «Экологический выбор», Канада;
  • «Эко – знак», Япония

При применении эко-знака «Лебедь» слева и справа под ним, указывается шестизначный номер лицензии на его применение, разделенный на две части.

 

Эка-маркировка в ЕС

Основные подходы к эко-знаку ЕС были установлены Советом ЕС в 1992 году.

 

Система эко-маркировки не распространяется на пищевые продукты, напитки, ле-карственные препараты и не должна была наноситься на вещества и материалы, признанные опасными в соответствии с законодательством ЕС, а также на изде¬лия, в процессе производства которых могло оказываться вредное воздействие на людей и окружающую среду.

Основу эко-маркировки составляет эко-знак ЕС (рисунок 2 а), применяемый в цветном (зеленом и голубом) или в черно-белом изображении. Решение о присвоении права использования эко-маркировки ЕС принимается компетентными органами стран-членов ЕС, которые проводят оценку экологичности заявленного изделия.

При этом расходы, связанные с такой оценкой, оплачиваются стороной-соискателем. В случае положительного решения право на использование эко-знака оформляется в виде специального договора, заключаемого отдельно с каждым соискателем.

С принятием в 2000 году новых правил, вместе с некоторыми организационно-методическими изменениями рассматриваемой программы, вид эко-маркировки ЕС был несколько дополнен и включил в себя информацию, более четко характеризующую ее смысл, юридическое основание для применения (регистрационный номер лицензии) и экологические свойства, послужившие основанием для присуждения эко-знака.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *